СОВЕТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (СИИ) является консультативно-совещательным органом, который возглавляет Президент Республики Казахстан.
Рабочим органом является Комитет по инвестициям министерства иностранных дел Республики Казахстан.
Основная цель и задачи СИИ:
Разработка рекомендаций и предложений по ключевым аспектам инвестиционной политики и экономического развития страны:
Условия членства: вложение в экономику Республики Казахстан прямых инвестиций на сумму не менее $500 млн для инвесторов, работающих в сфере недропользования, и не менее $125 млн для инвесторов в иных секторах экономики. В настоящее время в состав входят 32 международные организации и 5 наблюдателей.
Указ Президента Республики Казахстан «Об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан»
Консультативно - совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан.
Цель Координационного совета - выработка предложений по вопросам привлечения инвестиций в Республику Казахстан.
Председателем Координационного совета является Премьер-Министр Республики Казахстан.
Основной задачей Координационного совета является выработка предложений по:
Региональный совет по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата в городе Нур-Султан – консультативно- совещательный орган при акимате города Нур-Султан.
Цель Регионального совета – создание благоприятного инвестиционного климата, реализация государственной политики в сфере инвестиционной деятельности, рассмотрение вопросов размещения производительных сил на территории города Нур-Султан, связанных с реализацией инвестиционных проектов.
Председателем Регионального совета является аким города Нур-Султан.
Основными задачами Регионального совета являются:
На сегодняшний день с 2019 года проведено 11 заседаний Регионального координационного совета по привлечению инвесторов в г. Нур-Султан под председательством акима города Кульгинова А.С., в рамках которых были рассмотрены 86 проектов (в т.ч. проекты СЭЗ), из них сопровождаемые Astana Invest 66 проекта на общую сумму порядка 202 млрд. тенге с созданием около 6000 тыс. постоянных рабочих мест.
ПО ИНВЕСТИЦИОННОМУ ПРОЕКТУ
(в т.ч. инвестиционному приоритетному проекту) предоставляются:
Максимальный размер не более 30 % от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан.
В качестве государственных натурных грантов могут передаваться:
ПО ИНВЕСТИЦИОННОМУ ПРИОРИТЕТНОМУ ПРОЕКТУ
дополнительно предоставляются (кроме НДС на импорт сырья и материалов):
По специальному инвестиционному проекту предоставляются:
При импорте технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и (или) материалов, а также сырья и (или) материалов в составе готовой продукции, произведенной на территории специальной экономической зоны или свободного склада:
Освобождение от налога на добавленную стоимость импорта сырья и материалов.
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан
Требования к заявке на предоставление инвестиционных преференций
1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций принимается и регистрируется по форме, установленной уполномоченным органом по инвестициям, при наличии:
а) справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
б) копии устава юридического лица, заверенной подписью руководителя и печатью юридического лица (при ее наличии);
в) бизнес-плана инвестиционного проекта, составленного в соответствии с требованиями, устанавливаемыми уполномоченным органом по инвестициям;
г) документов, подтверждающих размер (стоимость) запрашиваемого подавшим заявку юридическим лицом Республики Казахстан государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления;
д) копий паспорта или документа, удостоверяющего личность привлекаемого иностранного работника (с переводом на казахский или русский язык), трудового договора, заключенного между работодателем и привлекаемым иностранным работником (с переводом на казахский или русский язык), документов, подтверждающих его квалификацию и (или) образование (с переводом на казахский или русский язык).
1-1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций в рамках реализации специального инвестиционного проекта принимается и регистрируется по форме и в порядке, установленным уполномоченным органом по инвестициям.
СЭЗ «Астана – Новый город» (2 условные суб-зоны) |
|
Общая площадь |
7 018,72 га |
Срок действия |
до 2027 г. |
Количество участников |
199 |
Орган управления |
АО «Управляющая компания специальной экономической зоны «Астана-Технополис» (УК СЭЗ) |
Административный деловой центр |
|
Площадь |
6 420,62 га |
Количество проектов |
127 |
Объем инвестиций |
2,149 трлн. тенге |
Индустриальный парк №1 |
|
Площадь |
598,1 га |
Количество проектов |
72 |
Объем инвестиций |
230 млрд. тенге |
Произведено продукции на сумму |
1 550 млрд. тенге |
Наполненность территории (в %) |
95 |
Отрасли |
Обрабатывающая промышленность (с небольшими исключениями); Интерактивная карта индустриального парка №1 Специальной экономической зоны «Астана - новый город» |
СЭЗ «Астана – Технополис» (3 условные суб-зоны) |
|
Общая площадь |
631,92 га |
Срок действия |
до 2042 г. |
Количество участников |
9 |
Орган управления |
АО «Управляющая компания специальной экономической зоны «Астана-Технополис» |
Назарбаев университет |
|
Площадь |
151,32 га |
Количество проектов |
8 |
Объем инвестиций |
5,56 млрд. тенге |
Оказано услуг на сумму |
228,5 млн. тенге |
Водно-зеленый бульвар |
|
Площадь |
47,5 га |
Количество проектов |
1 |
Объем инвестиций |
328,5 млрд. тенге |
Индустриальный парк №2 |
|
Площадь |
433,1 га |
Количество проектов |
0 |
Объем инвестиций |
0 |
Отрасли |
26 видов деятельности в таких отраслях, как:
|
Анкета на осуществление деятельности в качестве участника СЭЗ
Правила и критерии отбора проектов
Требования к заявителям
Заявитель, подающий заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, должен обладать финансовым обеспечением в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию.
Финансовое обеспечение заявителя, подающего заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, формируется следующими способами:
Кто не может быть участником СЭЗ
Перечень документов для осуществления деятельности в качестве участника СЭЗ
Налог |
в СЭЗ |
вне СЭЗ |
Корпоративный подоходный налог |
0% |
20% |
Земельный налог |
19,6 KZT/м2 |
|
Налог на имущество |
1,5% |
|
Налог на добавленную стоимость |
12% |
Таможенные преференции
Освобождение от таможенных пошлин на сырье и оборудование при ввозе на территорию СЭЗ |
На СЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны |
Ввоз на территорию СЭЗ без уплаты таможенных и налоговых платежей |
Дополнительные преимущества
Налоговый кодекс РК
Земельный кодекс РК
Закон РК «О занятости населения»
В последнее время аббревиатура ГЧП стала новым веянием, о котором говорят все, но не все до конца понимают, что это такое и с чем его «едят».
В чем именно заключается это партнерство, зачем данный инструмент, механизм, форма и выгодно ли оно и для кого. Это одни из вопросов, которые возникают в первую очередь.
Согласно Закону Республики Казахстан - государственно-частное партнерство (ГЧП) – форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным настоящим Законом.
Это партнерство в котором от традиционного понимания «заказчик - поставщик» переходим к долгосрочному и полноценному партнерству при котором все задействованные стороны получают свою выгоду.
Государственный партнер получает объект (объекты), профинансированный и управляемый частным партнером. Создание новых рабочих мест, налоги и платежи в бюджет.
Частный партнер получает право создания (реконструкция), управления объекта ГЧП. Предоставляя услуги на базе этого объекта получает плату и ряд компенсационных мер.
Население получает качественные и своевременные услуги.
Сферы применения механизма ГЧП разные, но ограничиваются сферой ответственности государства, таких как сферы образования (объекты дошкольного, среднего, средне-специального образования и высшего образования), здравоохранения (поликлиники, больницы и др.), жилищно-коммунального хозяйства.
Типичным примером, который получил большой опыт во многих регионах это строительство объектов дошкольного образования. При наличии ограниченных финансовых возможностей со стороны государства, при применении механизма ГЧП возможно строительства 5-10 детских садов одновременно.
Государственный партнер разыгрывает конкурс по строительству и управлению детских садов, предоставляя земельный участок, подводя необходимую инфраструктуру. Кроме этого, дает право частному партнёру предоставлять услуги дошкольного образования с выплатой подушевого финансирования (государственный заказ).
Частный партнер финансирует, строит, передает в государственную собственность и управляет (предоставляет услуги населению), получая подушевое финансирование, оплату от родителей за питание (сумма которого регулируется в Договоре ГЧП). Также частный партнер имеет право возмещения своих инвестиций.
Население получает качественные услуги.
Из данного примера можно видеть, что механизм ГЧП дает выгоду каждой из сторон и является одним из действенных механизмов в решении не только государственных вопрос, но и вопросов населения.
В большинстве случаев реализация ГЧП проектов предполагает финансирование, создание, эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения за счет средств частного сектора, c применением государственной поддержки, в том числе предоставлением земельных участков, компенсаций инвестиционных затрат и иных видов финансовой поддержки.
В целях привлечения инвесторов к реализации инвестиционных проектов и взаимовыгодному сотрудничеству при акимате г. Нур-Султан действует Департамент государственно-частного партнерства Городского центра развития инвестиций «Astana Invest», который в рамках своей деятельности осуществляет консультативное сопровождение городских проектов ГЧП.
В функции Департамента ГЧП входит:
В большинстве случаев реализация ГЧП проектов предполагает финансирование, создание, эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения за счет средств частного сектора, c применением государственной поддержки, в том числе предоставлением земельных участков, компенсаций инвестиционных затрат и иных видов финансовой поддержки.
В целях привлечения инвесторов к реализации инвестиционных проектов и взаимовыгодному сотрудничеству при акимате г. Нур-Султан действует Департамент государственно-частного партнерства Городского центра развития инвестиций «Astana Invest», который в рамках своей деятельности осуществляет консультативное сопровождение городских проектов ГЧП.
В функции Департамента ГЧП входит:Под государственно-частным партнерством понимается форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, направленных на реализацию проектов, на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, рисков, затрат и выгод.
Высокий интерес к государственно-частному партнерству, с его различными схемами и механизмами применения определяется тем, что позволяет более эффективно применять государственными ресурсы и возможности, частично высвободить государственные ресурсы и возможности для других проектов и предлагают условия для государственных учреждений, позволяющие достичь лучшего соотношения цены и качества за счет улучшения распределения рисков, инноваций, улучшения использования активов и методов управления.
Так например, преимуществами при реализации проекта через механизм ГЧП являются:
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в зависимости от масштабности и трудоёмкости поставленных целей и задач перед государством, государственные органы самостоятельно определяют в каких случаях применять те или иные инструменты осуществления и предоставления государственных услуг.
В чем же заключается отличие данных инициатив: государственная инициатива - это тот случай, когда государственный партнер инициирует проект ГЧП, готовит всю необходимую документацию для проведения конкурса и выбора частного партнера.
ЧФИ является инициативой потенциального частного партнера (ПЧП) и им же готовиться соответствующий бизнес-план. Согласно законодательству ГЧП, определение частного партнера на основании прямых переговоров (ЧФИ) осуществляется в порядке и применяется в случаях, когда:
1) проект ГЧП инициирован ПЧП в отношении объекта, находящегося у него на правах собственности или долгосрочной аренды;
2) проект ГЧП неразрывно связан с реализацией исключительных прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих ПЧП.
В городе Нур-Султан таким примером может служить ряд проектов: «Фотовидеофиксация АПК «Сергек», «Транспортное обслуживание Акимата города Нур-Султан», «Платное парковочное пространство города Астаны» и другие.
Суть ЧФИ заключается в том, что ПЧП разработав бизне-план согласно законодательству ГЧП вносит его на рассмотрение в Акимат города Астаны. В свою очередь, отраслевое управление Акимата города Нур-Султан, расммотрев либо соглашается, либо вносит ряд корректировок путем предоставления соответствующего заключения.
При этом, для соблюдения конкурентной среды вывешивается извещение с основными технико-экономическими параметрами проекта. В случае отсутствия альтернативных предложений, государственный партнер и ПЧП переходят на прямые переговоры.
Запрос выражения интереса инвесторов для реализации проекта государственно-частного партнерства
Акимат города Нур-Султан в целях привлечения потенциальных частных партнеров к планированию проекта «Передача в доверительное управление спортивных площадок общеобразовательных школ Управления образования города Нур-Султан» с применением механизма ГЧП уведомляет о запросе выражения интересов потенциальных частных партнеров для сбора вариантов реализации данного проекта.
Проектом предварительно предполагается передача в доверительное управление территорий спортивных площадок общеобразовательных школ (№15, №16, №18 и 35) Управления образования города Нур-Султан, для последующего строительства и эксплуатации многофункциональных крытых спортивных площадок с круглогодичным использованием.
Предварительные параметры спортивных площадок:
- здание одноэтажное и имеет размеры в плане 24.0*48,0 м.;
- тамбур – 3,3 м. кв.;
- вестибюль – 22 м. кв.;
- раздевальные (для мальчиков и для девочек) – 10,2 м. кв. и 12,4 м.кв.;
- спортивный зал – 100,5 м. кв.;
- мед. пункт – 6,3 м. кв.;
- тренерская – 8,3 м. кв.;
- тепловой узел – 3,2 м. кв.;
- душевые для мальчиков и для девочек – по 4,0 м. кв.;
- туалет для мальчиков и для девочек – по 1,7 м. кв.
Период реализации проекта будет определен договором ГЧП.
Предложения по запросу выражения интересов к данному проекту представлять по адресу: г. Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 11, 7 этаж, каб. 717.
Срок представления предложений: 30 календарных дней с даты опубликования настоящего запроса (30.09.2021г).
Детальную информацию можно получить в ГУ «Управление образования города Нур-Султан» по телефону 8 (7172) 55-68-75 и в Городском центре развития инвестиций «AstanaInvest» по телефону 8 (7172) 64 72 12.
Акимат города Нур-Султан в поиске инвесторов для реализации проектов государственно-частного партнерства
Акимат города Нур-Султан в целях привлечения потенциальных частных партнеров к планированию проектов в сфере культурной инфраструктуры с применением механизма ГЧП уведомляет о запросе выражения интересов потенциальных частных партнеров для сбора вариантов реализации проектов:
- Передача в доверительное управление Триумфальной арки «Мәңгілік ел»;
- Передача в доверительное управление Этно-мемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен».
Проектами предварительно предполагается передача в доверительное управление Триумфальной арки «Мәңгілік ел» и Этно-мемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен» для их последующей эксплуатации.
Основные параметры:
Триумфальная арка «Мәңгілік ел»:
Выставочный зал:
первый этаж общей площадью – 118,2 кв.м. (помещение – 84 кв.м.);
третий этаж (расположены две галереи) общей площадью – 111,3 кв.м. (помещение – 45,9 кв.м., помещение – 38,1 кв.м.)
Смотровая площадка:
оснащена стационарными панорамными биноклями;
общая площадь – 215,8 кв.м.
Подземный переход:
возможность размещения мини бутиков и установки LED экранов;
общая площадь – 2012,2 кв.м.;
подземный переход – 907,4 кв.м.
Этно-мемориальный комплекс «Карта Казахстана «Атамекен»:
общая площадь земельного участка – 4,3 га;
площадь, занимаемая макетами – 1,7 га;
одноэтажное здание общей площадью 765,3 кв.м., год постройки – 2001г.
общее количество макетов – 416.
Период реализации проекта будет определен конкурсной документацией.
Предложения по запросу выражения интересов к данному проекту представлять по адресу: г. Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 11, 7 этаж, каб. 744.
Срок представления предложений: принимаются до 31 декабря 2020 года.
Детальную информацию можно получить в ГУ «Управление культуры города Нур-Султан» по телефону 8 (7172) 55-67-76 Марденова А. и в Городском центре развития инвестиций «AstanaInvest» по телефону 8 (7172) 64 72 12 Шарипов А.
Акимат объявляет о проведении конкурса по выбору частных партнеров по проекту ГЧП «Создание и эксплуатация умного уличного освещения в городе Астане»
15 января 2019 года Акимат города Астаны, в лице ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны», 010000, Республика Казахстан, г.Астана, ул. Бейбитшилик 11 объявляет о проведении конкурса по выбору частных партнеров по проекту государственно-частного партнерства «Создание и эксплуатация умного уличного освещения в городе Астане».
Объект проекта ГЧП:
Система умного уличного освещения в городе Астане, создание и эксплуатация которой предусматривается конкурсной документацией.
К конкурсу допускаются все потенциальные участники, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в ст. 32 Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» и конкурсной документации по выбору частного партнера.
Перечень необходимых документов и требования к потенциальным участникам для участия и предоставления организатору конкурса, указаны в конкурсной документации.
Пакет копии конкурсной документации можно получить с 8-30 до 13-00 часов и с 14-30 до 18-00 по адресу Республика Казахстан, г.Астана, ул. Бейбитшилик 11, каб 606а с момента опубликования настоящего объявления о проведении конкурса.
Пакет копии конкурсной документации предоставляется бесплатно.
Конкурсные заявки на участие в конкурсе, а также документы для квалификационного отбора, запечатанные в конверты, представляются потенциальными участниками нарочным в ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны» по адресу: Республика Казахстан, г.Астана, ул.Бейбитшилик 11, кабинет № 606а.
Срок представления документов, подтверждающих соответствие потенциального частного партнера предъявляемым квалификационным требованиям – до 12.00 часов включительно по времени г.Астаны 5 февраля 2019г.
Окончательный срок представления конкурсных заявок на участие в конкурсе – до 12.00 часов включительно по времени г.Астаны 22 февраля 2019г.
Вскрытие конвертов с конкурсными заявками будет осуществлено в 15.00 часов по времени г.Астаны 22 февраля 2019г., по адресу Республика Казахстан, г.Астана, ул.Бейбитшилик 11, кабинет № 611.
*Справочную информацию можно получить в ТОО «Городской центр развития инвестиций «AstanaInvest» по телефону 8 (7172) 64 72 07, +77052925719.
Акимат Астаны в поиске инвесторов для реализации проектов государственно-частного партнерства
Акимат города Астаны в целях привлечения потенциальных частных партнеров приглашает к обсуждению (конкурентному диалогу) проектов в г. Астане в сфере образования с применением механизма ГЧП:
Конкурентный диалог организуется для формирования оптимальных решений по техническим, финансовым, юридическим и иным необходимым параметрам проектов с учетом потребностей и возможностей каждого из заинтересованных потенциальных частных партнеров.
*Детальную информацию можно получить в Городском Центре Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» по телефону 8 (7172) 64 72 12, 8 (775) 474 47 77 - Асхат Шарипов.
Акимат объявляет конкурс по выбору частного партнера по проекту «Передача в доверительное управление Государственного коммунального казенного предприятия «Гуманитарный колледж» Управления образования г.Астаны»
29 августа 2018 г. Акимат г. Астаны, в лице ГУ «Управление образования г. Астаны» объявляет о проведении конкурса по выбору частного партнера по проекту «Передача в доверительное управление Государственного коммунального казенного предприятия «Гуманитарный колледж» Управления образования г. Астаны».
Объекты проекта ГЧП:
К конкурсам допускаются все потенциальные участники, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в ст. 32 Закона РК «О государственно-частном партнерстве» и конкурсной документации по выбору частного партнера.
Перечень необходимых документов и требования к потенциальным участникам для участия и предоставления организатору конкурса, указаны в конкурсной документации.
Пакет копии конкурсной документации можно получить с 8-30 до 13-00 часов и с 14-30 до 18-00 по адресу: г. Астана, ул. Кошкарбаева 1/2, каб. 302, ТОО «Городской Центр Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» с момента опубликования настоящего объявления о проведении конкурса.
Пакет копии конкурсной документации предоставляется бесплатно.
Конкурсные заявки на участие в конкурсе, а также документы для квалификационного отбора, запечатанные в конверты, представляются потенциальными участниками нарочным в ГУ «Управление образования г. Астаны» по адресу: г. Астана, ул. Бейбитшилик 11, кабинет № 119.
Срок представления документов, подтверждающих соответствие потенциального частного партнера предъявляемым квалификационным требованиям – до 15.00 часов включительно по времени г. Астаны 18 сентября 2018 г.
Окончательный срок представления конкурсных заявок на участие в конкурсе – до 13.00 часов включительно по времени г. Астаны 3 октября 2018 г.
Вскрытие конвертов с конкурсными заявками будет осуществлено в 15.00 часов по времени г.Астаны 3 октября 2018 г., в ГУ «Управление образования г. Астаны».
*Справочную информацию можно получить в ТОО «Городской Центр Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» по телефону 8 (7172) 64 72 07, +77052925719.
Акимат объявляет о проведении конкурса по выбору частного партнера по проекту государственно-частного партнерства «Создание и эксплуатация умного уличного освещения в городе Астане»
22 июня 2018 г. Акимат г. Астаны, в лице ГУ «Управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства г. Астаны» объявляет о проведении конкурса по выбору частного партнера по проекту государственно-частного партнерства «Создание и эксплуатация умного уличного освещения в городе Астане».
Объект проекта ГЧП:
К конкурсу допускаются все потенциальные участники, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в ст. 32 Закона РК «О государственно-частном партнерстве» и конкурсной документации по выбору частного партнера.
Перечень необходимых документов и требования к потенциальным участникам для участия и предоставления организатору конкурса, указаны в конкурсной документации.
Пакет копии конкурсной документации можно получить с 8-30 до 13-00 часов и с 14-30 до 18-00 по адресу: г.Астана, ул. Кошкарбаева 1/2, каб. 302, ТОО «Городской Центр Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» с момента опубликования настоящего объявления о проведении конкурса.
Пакет копии конкурсной документации предоставляется бесплатно.
Конкурсные заявки на участие в конкурсе, а также документы для квалификационного отбора, запечатанные в конверты, представляются потенциальными участниками нарочным в ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны» по адресу: г. Астана, ул.Бейбитшилик 11, кабинет № 611.
Срок представления документов, подтверждающих соответствие потенциального частного партнера предъявляемым квалификационным требованиям – до 15.00 часов включительно по времени г.Астаны 13 июля 2018 г.
Окончательный срок представления конкурсных заявок на участие в конкурсе – до 11.00 часов включительно по времени г. Астаны 31 июля 2018 г.
Вскрытие конвертов с конкурсными заявками будет осуществлено в 15.00 часов по времени г.Астаны 31 июля 2018г., в ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны».
*Справочную информацию можно получить в ТОО «Городской Центр Развития Инвестиций «ASTANA INVEST» по телефону: 8 (7172) 64 72 07, +77052925719.
Известно, что с недавних пор, при реализации инвестиционных проектов спонсорство и сотрудничество стали преподноситься как государственно-частное партнерство (ГЧП). При этом, основные исходные положения, постулаты, посредством которых выражается сущность механизма ГЧП законодательно закреплены в виде базовых принципов.
ГЧП - это инструмент привлечения государством ресурсов бизнеса для решения тех или иных задач стратегического или бюджетного планирования, соответствующих вышеуказанным принципам. В Казахстане ГЧП базируется на строго определенных постулатах.
Постулат №1: Принцип сбалансированности
Одним из основных таких постулатов является «принцип сбалансированности». Под данным принципом понимается взаимовыгодное распределение обязанностей, гарантий, рисков и доходов между государственным партнером и частным партнером в процессе реализации проекта ГЧП.
Реализация указанного принципа на практике предполагает справедливое их распределение между участниками проекта, при условии возложения рисков на ту сторону, которая может наилучшим образом управлять ими с минимальными затратами.
Необходимо, отметить, что частный партнер будет заинтересован в проекте в случае возможности получения стабильного дохода при минимально возможном уровне предпринимательских и правовых рисков, поскольку частный партнер привлекает заемное финансирование и несет ответственность перед кредитором.
Постулат №2: Принцип конкурности
В нашем законодательстве «принцип конкурности» представляется как определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев, установленных законодательством о ГЧП.
Принцип «прозрачности» выбора партнера из числа субъектов негосударственного управления часто встречается в сфере экономики. Именно в этой сфере партнеры органов публичной власти появляются, как правило, в результате проведения конкурсных процедур.
Постулат №3: Принцип результативности
«Принцип результативности» в законодательстве о ГЧП - это установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов ГЧП.
Согласно зарубежному опыту надежность получения позитивного результата обеспечивается благодаря своевременному осуществлению проекта (партнер из частного сектора заинтересован закончить проект как можно раньше, чтобы минимизировать уровень издержек и начать получать прибыль), а также прописанному в контракте порядку возврата инвестиций и компенсации текущих издержек (график и размеры выплат фиксируются перед началом проекта, что защищает инвестора и общество от рисков занижения или завышения стоимости услуг).
Постулат №4: Принцип последовательности
И наконец, последовательность в построении взаимоотношений «принцип последовательности» среди государств – членов Евразийского союза только в Казахстане признали принципиально важным подходом партнеров.
Данный факт показывает, что в законодательстве о ГЧП важное внимание уделяется поэтапному построению взаимоотношений между субъектами ГЧП.
Меры поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленные на повышение производительности труда:
Деятельность направлена на улучшение делового, инвестиционного климата, стабильности, развития условий ведения бизнеса в стране, как для национальных, так и иностранных инвесторов.
Функции НПП:Более того, Национальная палата выступает за активное вовлечение казахстанского бизнеса в реализацию государственных программ. Защищает интересы деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления, расширяет и укрепляет связи с бизнес сообществом зарубежных стран, а также выступает в поддержку казахстанского бизнеса в рамках интеграционных процессов.
www.atameken.kzНациональный контактный центр (НКЦ) – добровольный, внесудебный механизм рассмотрения жалоб населения на предприятия, нарушающие принципы ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР. Это площадка для конструктивного диалога между сторонами, обсуждения возникших проблем и выработки путей достижения взаимного соглашения.
Функции НКЦ в Казахстане закреплены за Министерством национальной экономики Республики Казахстан.
НКЦ – коллегиальный совещательный орган. Председателем является Министр национальной экономики Республики Казахстан. Cостав НКЦ состоит из представителей министерств национальной экономики, юстиции, иностранных дел, труда и социальной защиты населения, НПП «Атамекен», неправительственных организаций и профсоюзов.
Секретариатом НКЦ является Акционерное общество «Институт экономических исследований».
Процесс взаимодействия НКЦ с гражданами Казахстана
Процесс рассмотрения обращений в НКЦ состоит из трех этапов:
Первый этап – предварительная оценка обращения.
На данном этапе НКЦ проводит оценку обращения на соответствие сфере применения Руководящих принципов и компетенций НКЦ:
Второй этап – принятие дела к производству.
НКЦ проводит консультации по делу с органами государственного управления, представителями деловых кругов, трудовыми организациями, неправительственными организациями, экспертами, НКП ОЭСР, действующих в странах.
Третий этап – заключительная оценка по рассмотрению обращения.
Разбирательство в НКЦ завершается подготовкой и публикацией Заключительной оценки дела.
НКЦ – гарант открытости.
За последние три десятилетия международная деловая среда подверглась ряду существенных структурных изменений. С начала нового тысячелетия движущей силой мировой экономики являются международные инвестиции, благодаря которым Правительства открывали рынки, а бизнес использовал новые возможности, приведшие к беспрецедентному экономическому росту.
В июне 2017 года Казахстан стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития, стал 48-ой страной, присоединившейся к Декларации о многонациональных предприятиях ОЭСР. В рамках вступления в Комитет Правительство Казахстана взяло на себя ряд обязательств, в том числе распространение принципов ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР.
Руководящие принципы – требования в сфере ответственного ведения бизнеса, направленные правительствами к предприятиям, деятельность которых в какой-либо мере выходит за пределы одного государства. Это собрание принципов и стандартов в различных областях, начиная от прав человека, прав работников и безопасности труда, также затрагивающих вопросы доступа к информации, налогообложения и охраны окружающей среды.
На сегодняшний день НКЦ эффективно функционируют в 49 странах мира, на которые приходится порядка 80% прямых иностранных инвестиций. Присутствие данного органа в государстве является гарантом прозрачности при рассмотрении возникающих споров. Действенный, прозрачный и популярный механизм деятельности НКЦ является важным элементом открытого международного инвестиционного климата.
С более подробной информацией о Национальном контактном центре Казахстана можно ознакомиться на официальном сайте Министерства: https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/activities/6109?lang=ru и на веб-сайте НКЦ: http://economy.kz/ru/OESR/Nacionalnyj_kontaktnyj_centr/Ob_NKC/
Основные инструменты реализации
Субсидирование части ставки вознаграждения:
Согласно государственной программе государство субсидирует часть ставки по кредитам, по которым номинальная ставка не превышает базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Казахстана и увеличенную на 5 процентных пунктов.
Tо есть на сегодня базовая ставка составляет 9% + 5% = 14% конечная ставка, которую должен платить предприниматель, из которой в зависимости от направления программы субсидируется:
Гарантирование кредитов:
Гарантирование предоставляется только по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.
Размер гарантии составляет:
В рамках второго направления предпринимателям, реализующим свою деятельность в приоритетных секторах экономики:
Срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита.
Государственные гранты:
Государственные гранты для реализации новых бизнес-идей предоставляются субъектам малого предпринимательства, в том числе начинающим молодым предпринимателям, начинающим предпринимателям, женщинам, инвалидам и лицам старше 50 лет, на безвозмездной основе в приоритетных секторах экономики в рамках программы, и отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных Государственной программой индустриально-инновационного развития.
Максимальная сумма государственного гранта для одного субъекта малого предпринимательства для реализации новых бизнес-идей не может превышать 5 млн. тенге.
www.damu.kz
Схема сотрудничества с Инвестором:
Создание совместного предприятия:
Договор о совместной деятельности (СД):
Договор о совместной деятельности МЖК:
Активами АО «СПК «Astana» и Инвестора могут быть: денежные средства, недвижимое имущество, земельные участки и другие ликвидные активы.
www.astana-spk.kz
Миссия:
Исполняет роль:
Маркетинг и продвижение:
Информационно-аналитическая поддержка:
Цифровизация отрасли туризма:
Развитие компетенций и привлечение инвестиций
Меры поддержки:
25-е
место в рейтинге
Всемирного банка DOING BUSINESS
по условиям ведения бизнеса
№7
по защите миноритарных инвесторов
№4
по обеспечению исполнения контрактов
№18
по индикатору «Регистрация собственности»
Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций
Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законам Республики Казахстан, а также незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон.
В соответствии с Предпринимательским кодексом РК от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК
Проект реализуется Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции Республики Казахстан
В рамках реализации проекта инвестор получает:
21 июня в 2017 г. Республика Казахстан присоединилась к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям, и стала ассоциированным членом Комитета по инвестициям ОЭСР.
Совместно с экспертами ОЭСР было проведено два обзора инвестиционной политики Казахстана и проделана работа по улучшению инвестиционного климата в соответствии со стандартами организации. Присоединение Казахстана к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям, а также ассоциированное членство в Комитете по инвестициям ОЭСР является показателем высокого уровня деловой среды, конкуренции и защиты прав инвесторов в Республике Казахстан.
По данным Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК